В 2022 году многие сферы жизни россиян претерпели изменения. Это в значительной степени относится и к маркетингу, и к туризму. В материале команда ROMI center расскажет, как работает сквозная аналитика и в чем специфика продвижения туристических компаний. А также как грамотно объединить эти два направления для роста доходности вашего бизнеса.
Сквозная аналитика: что это и зачем нужно
Сквозная аналитика — это метод анализа эффективности маркетинговой активности. При его использовании есть возможность отследить весь путь покупателя по воронке продаж — от первого клика по рекламе до оплаты товара.
По сравнению с ограниченными методами отслеживания эффективности, например, веб-аналитикой, у сквозной аналитики есть ряд преимуществ:
- позволяет понять, какой источник трафика или ключевик приводит реальных клиентов, а какой — сливает бюджет несмотря на множество показов или кликов;
- автоматически собирает статистику по всем каналам продвижения и связывает это с данными по лидам, сделкам и доходам из CRM;
- сводит разрозненные данные в отчет, организованный в виде емкого дашборда с выводом нужных KPI; их перечень вы можете задавать вручную в личном кабинете пользователя сквозной аналитики.
Инструменты углубленной аналитики помогают делать воронку продаж прозрачной для рекламодателя и эффективной с точки зрения увеличения доходности во многих сферах. Рассмотрим, почему это важно для ниши туризма.
Специфика туристического маркетинга
В сфере туризма реклама — это не единоразовые акции по выводу на рынок продукта. Маркетолог туристической компании продает одни и те же предложения снова и снова, и в этой «индустрии впечатлений» особенно важно уделить внимание каждой мелочи.
Система
В создании рекламной кампании в туристическом сегменте задействованы сразу несколько сторон процесса организации отдыха:
- турагенты;
- туроператоры;
- перевозчики;
- инфраструктура размещения и питания;
- точки экскурсий, развлечений, деловых встреч;
- медицинская помощь;
- сувениры.
Основная ценность услуг туроператора — комплексный туристический продукт с гарантией спокойного отдыха клиента.
Сезонность спроса на туристические услуги приводит к тому, что компании комбинируют сегменты туристов по целям поездки — развлекательным, деловым, культурным — чтобы равномерно распределить их по имеющимся местам отдыха.
При аналитике продаж путевок важно также учитывать, что сфера чувствительна к следующим факторам:
- экономические спады и падение уровня доходов населения;
- внешнеполитическая обстановка;
- природные явления и погодные условия;
- техногенные условия, например, пожары и утечки нефтепродуктов;
- информационные вбросы от СМИ, происшествия в регионах.
Продукт
Про туристический продукт говорят, что он на ¾ состоит из услуг, а на ¼ — из товаров. Есть и другие особенности, которые следует учитывать при маркетинге в данном сегменте бизнеса:
- услугу нельзя «пощупать» заранее, клиент прочувствует ее только в момент потребления, поэтому в рекламе нужно максимально изобразить чувственный опыт в живых сценариях;
- продукт в первую очередь состоит из впечатлений и клиентского опыта;
- клиент получает основную часть продукта далеко от того места, где оплачивал его, поэтому отказаться от дальнейшего потребления будет затруднительно;
- производство туристических услуг — негибкое, то есть нельзя спонтанно сменить пляж или аэропорт на другой;
- итоговый продукт сильно зависит от слаженной работы всей системы — маркетинга и реализации;
- впечатления клиента могут испортить факторы, на которые компания не может повлиять: попутчики, погода, заболевания и так далее;
- есть ограниченный «срок хранения» продукта — невозможно заготовить или закупить его про запас.
Коммуникации
В туризме важно не просто доносить информацию до потребителей, но и делать это непрерывно, удерживая существующих и привлекая новых клиентов. В систему таких коммуникаций включают рекламу, стимулирование продаж, пиар и прямые продажи. Эти методы реализуются в офлайне и онлайне.
Есть 4 основные причины, почему именно в туризме важна комплексная система коммуникаций.
- Единая система позволит доносить одинаковые сообщения по всем каналам связи, без противоречий.
- Менеджеры будут оперативнее отвечать на запросы в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания.
- Большее количество точек касания повышает шанс продаж.
- Клиенты могут обращаться к компании прямо из путешествий, то есть в условиях ограниченной связи. Значит, нужно организовать омниканальную коммуникацию — бесшовную. Иначе пользователь начнет диалог в чат-боте, продолжит в мессенджере, затем по телефону — а суть диалога будет каждый раз теряться.
В интернете проще организовать единое пространство, а контролировать его эффективность и работоспособность можно через уже описанные средства сквозной аналитики.
Тренды
Вкратце рассмотрим актуальные явления в туристическом веб-маркетинге.
- В 2022 году поисковики Яндекс и Google направляют еще больше трафика на свои сервисы. Для туристической сферы это означает:
- Нужно регистрировать свою компанию в каталогах и сервисах этих поисковиков, например, на картах.
- Стандартные агрегаторы могут понизиться в выдаче, поэтому им можно уделять меньше внимания.
- Пользователи прислушиваются к лидерам мнений, блогерам, гидам, экспертам по активному отдыху и так далее. Стало выгоднее сотрудничать с такими инфлюенсерами, которые служат авторитетом для подписчиков.
- На рынке стали популярны кастомизированные путевки, где клиент может опционально выбирать дополнительные услуги.
- Персональные продажи путевок сейчас нередко стартуют в чат-ботах, а завершаются созвоном в Zoom.
- Совершенствующиеся настройки таргетинга позволяют уделять больше внимания той аудитории, которая часто ездит в путешествия, а не просто любит гуглить фотографии экзотических пляжей.
Основных каналов digital-коммуникаций сейчас семь:
- Cайт с каталогом, базой знаний или блогом, формой сбора заявок, отзывами, чатом.
- Каталоги и агрегаторы, то есть сторонние партнерские площадки.
- Поисковики и их площадки.
- Видеохостинги.
- Мессенджеры.
- Соцсети, где есть возможности и для продвижения через контент, и для общения с клиентом напрямую, и для таргетированных объявлений.
- Электронная почта.
О том, какие инструменты помимо сквозной аналитики помогут справиться с контролем всех каналов, — в следующем разделе.
Инструменты
В онлайн-продвижения туристических продуктов помогают:
- Сервисы для онлайн-бронирования.
- CRM для синхронизации данных общения с клиентами на всех уровнях и в различных каналах.
- Сервисы сквозной аналитики и коллтрекинга для контроля входящих звонков и сопоставления их с маркетинговыми активностями.
- Сервисы для SMM.
- Push-уведомления в приложениях и браузере клиента.
- Контекстная реклама в поисковиках и на их партнерских площадках.
- Онлайн-банки и сервисы проведения платежей.
- Программное обеспечение для размещения и оптимизации реклама.
- SERM- и ORM-сервисы.
Комплексная автоматизация туристического бизнеса обеспечивается грамотным выбором каждого из этих сервисов. Фундамент такой системы — это CRM и сквозная аналитика.
U-ON.Travel для туристического бизнеса
CRM-система U-ON.Travel разработана специально для потребностей туристического бизнеса. Ее функции учитывают потребности как небольших турагентств, так и крупных сетевых операторов.
Как именно система позволяет повысить эффективность продаж и работы всей компании:
- в едином облачном хранилище синхронизируются все данные о сделках и обращениях туристов;
- для постоянных клиентов формируются программы лояльности и скидочные программы;
- работает современная система защиты и шифрования данных;
- применяется технология API и WebHooks;
- сумма тура с учетом всех услуг рассчитывается автоматически;
- по клиентской базе можно вести SMS- и email-рассылку;
- действует система учета платежей, бухгалтерии и финансового планирования;
- рассчитывается система мотивации сотрудников;
- есть интеграция с сайтами, системами коллтрекинга и сервисами сквозной аналитики, и другие ценные инструменты.
Рассмотрим подробнее, как CRM-система для турбизнеса U-ON.Travel интегрируется с системой сквозной аналитики — такой, где есть необходимые коннекторы.
Коннекторы сквозной аналитики для U-ON.Travel
Чтобы собирать маркетинговые данные из CRM в единые отчеты и передавать их в ROMI center, вам нужно подключить коннектор U-ON.Travel для сквозной аналитики, веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрики. В результате все заявки, продажи и другие KPI будут привязаны к расходам по конкретной кампании, источнику трафика или даже ключевому слову.
Для использования этих возможностей нужно подключить в ROMI center счетчик Яндекс.Метрики или Google Analytics. Это делается схожим образом.
В интерфейсе сервиса ROMI center нажмите «Новый источник»:
Выберите U-ON.Travel в качестве источника данных:
Авторизуйтесь в аккаунте U-ON.Travel:
Выберите в меню «Интеграции» — «API/WebHooks»:
Создайте API-ключ для входа в ROMI center, отметьте галочками POST и GET, нажмите «Сохранить»:
Создайте новый вебхук:
- поле «Тип» — «Изменение статуса в заявке»;
- поле «URL — https://app.romi.center/api/uon;
- поле «Метод» — «GET»;
- поле «Примечание» — «Отправка сделки в сервис romi.center».
После этого нажмите «Сохранить»:
Теперь снова откройте кабинет ROMI center. Укажите свой поддомен в формате id99999:
Выберите поле, в котором хранится Yandex ClientID для Метрики или Google ClientID для GA.
Так выглядит Yandex ClientID: _ym_uid=1551977723718598403.
Так выглядит Google ClientID: GA1.2.619217801.1561848237.
Для каждого посетителя вашего сайта этот ID уникален.
Отметьте галочкой соответствующее поле, если хотите отправлять данные о сделках без ClientID. Нажмите «Продолжить»:
Выберите конечную точку передачи данных — «Создание цели» в аналитике или «Покупки в электронной торговле». Второй вариант предпочтительнее только в том случае, если у вас настроена e-commerce.
Выберите статусы в CRM, по которым нужно передавать данные в Google Analytics. Нажмите «Закончить настройку»:
Теперь CRM-система U-ON.Travel подключена к сервису сквозной аналитики ROMI center. Ваша туристическая компания сможет пользоваться всеми преимуществами этой интеграции и отслеживать полный путь клиентов по воронке продаж.