Многие из тех, кто грезит работать на себя и мечтает открыть свой бизнес, порой даже не представляют насколько это сложно и какие трудности предстоит решить, особенно в начале пути. Конечно в любом бизнесе есть ряд вещей, которые важны всегда, но в турбизнесе они имеют свою специфическую особенность. Представляю вам 7 типичных ошибок начинающего турагента. И да на картинке ровно 7 стрел — по количеству ошибок))).
1. Отсутствие плана работы агентства, установки плана продаж и дохода
Казалось бы, что может быть логичнее – это просчитать прибыль агентства, с минусом расходов на зарплаты, аренду офиса, интернет, канцелярию, договора и т.д. Но даже этого многие агентства не делают в силу ряда причин. Например, это отсутствие опыта ведения бизнеса. Тут совет однозначный – прочитайте хотя бы несколько ресурсов/книг по ведению бизнеса (Например, «Азбука предпринимательства» — Б. А. Райзберг, «Деловые документы в примерах и образцах» — Рогожин М. Ю., «Индивидуальный предприниматель» — А.В. Касьянов), многие вещи станут более понятны, и вы не допустите тех ошибок, которые могут перечеркнуть все ваши усилия.
Книги дадут вам хорошую теоретическую базу, а практическую вам придется наращивать самим. Для начала выберите операторов, которые имеют туры/вылеты из вашего города. Если не имеются таковых, ориентируйтесь на ближайшие города вылетов. Затем выберите из понравившихся операторов тех, с которым вам выгоднее всего работать, кто дает больший процент от проданных туров. Даже разница в 1-2% может быть существенна при продаже большого количества туров. Затем посмотрите условия выплат и т.д., все эти моменты позволят вам упростить начало бизнеса. Примерно посчитайте, что в день вы будете продавать не более 2-4 туров в первый год работы. И у вас сразу сложатся цифры доходности с одного тура и общая сумма.
2. Недостаточный начальный капитал
На первом этапе, назовем его «проектирование», вам понадобится составить полный расчет – бизнес-план агентства, в который вы должны внести все затраты на ближайший год, и примерный приход от проданных туров. Проблема в том, что многие, особенно в начале пути, не имеют достаточного начального капитала, который может обеспечить подушку безопасности в тот период, когда помещение под агентство снято, куплена техника, нанят персонал, и туристов пока нет – по понятной причине – про вас никто пока не знает. И в такой момент надо быть готовым, что пару месяцев у вас если и будут клиенты, то как правило случайные. Конечно зависит от того, какое место под офис вы снимите, если, например, дорогое в каком-нибудь ТЦ, то поток туристов будет, а вот если в офисном центре, где находится множество различных компаний, будет сложно организовать поток туристов сразу. Все это надо учитывать, и лучше накопить больший начальный капитал, чем открыться и спустя месяц закрыться.
3. Отсутствие опыта руководителя
Представим, что агентство открыто и пошел поток туристов, с которым в одиночку справится сложно, ведь на одного туриста, даже при имеющемся опыте подбора туров, требуется от 30-40 минут. Вам потребуется помощник, а может даже два. И тут главное не сделать ошибку, которая будет стоить вам и нерв, потраченного времени и денег. Не берите на работу агентов без опыта. Их придется обучать не только подбирать туры, но и оформлять документы, принимать деньги и многое-многое. Лучше всего взять агента, который знаком с «кухней» и легко войдет в работу. Но конечно же не забывайте узнать об его опыте и собрать рекомендации с предыдущих мест его работы. Лучшим пока что для подбора персонала остаются сайты hh.ru и superjob.ru.
Что касается управления персоналом, то нужно понимать, что вы берете на себя ответственность за их жизнь в офисе, поэтому помимо организации мест для обеда, чайника с кипятком и оборудования личного рабочего места, нужно не забывать и про мотивацию, а точнее денежную мотивацию. Для этого вам будет очень полезна срм система «U-ON.Travel», в ней есть соответствующий раздел «Мотивация», подробнее можно почитать по ссылке https://blog.u-on.ru/2016/04/13/razdel-motivaciya-v-u-on-travel/. Весьма полезная вещь. И главное работает онлайн в любом браузере с любого устройства. Возможно есть и другие системы, но пока что только в ней я нашла такой раздел. Честно говоря, даже меня он спас от некоторых проблем.
4. Недостаток опытного персонала
Отчасти в пункте 3 было описаны проблемы с персоналом в начале пути. Раскрою их подробнее. Во-первых, не берите без опыта, как бы вам не казалось, что человека можно всему научить, в начале пути он вам будет только мешать. Во-вторых, не берите на работу агентов, которые серьезно «накосячили» на прошлых работах. Это можно проверить простым звонком в то агентство, где они работали до того. Было пару случаев в моей практике, когда сотрудник воровал деньги, либо хамил туристам на постоянной основе. В-третьих, характер – не мало важная вещь, не берите излишне стервозных, хотя они и работают отчасти лучше за счет агрессивного ведения дел, но в коллективе будет не здоровая атмосфера, которая зачастую передается и туристам, что не лучшим образом сказывается на повторных продажах. Не бойтесь потратить много времени на подбор персонала, но зато шанс найти «почти идеальную кандидатуру» увеличится в разы.
5. Не правильное ведение учета туристов
Один из самых важных пунктов. Учет туристов – это целая наука. Долой блокноты, таблички екселя. Даешь прогресс в агентства. Нет, во мне не проснулся Ленин J. Просто иногда, когда я вижу в агентствах такой махровой анахронизм, мне становится страшно за всю нашу отрасль в целом. Я давно пользуюсь срм системами, сначала конечно это были простые системы, в которых максимум что было, это список клиентов и пара-тройка документов для печати из шаблона, потом уже перешла на более сложные. Я перебрала с десяток разных, и в итоге остановилась на U-ON.Travel, по ряду причин. Список причин не вижу смысл перечислять, они все укладываются в два главных слова: недорого и функционально. Подробнее лучше прочитать у них на сайте в разделе Возможности по ссылке https://u-on.ru/travel/.
6. Отсутствие знаний рекламы и маркетинга
Когда вы прошли 5 кругов ада, вы столкнетесь с еще большим злом – реклама. Она, как минотавр, она будет сжирать ваши деньги, сколько бы вы в нее не вливали. И тут запомните первое главное правило – любые затраты должны окупаться. Но, особенность рекламы в том, что сложно прогнозировать какой рекламный канал принесет вам поток туристов. Поэтому запомните второе главное правило — пробуйте ВСЕ возможные рекламные каналы, и в итоге выбирайте те, что приносят вам больший поток клиентов и окупается по правилу 1.
Вот основные из рекламных каналов: контекстная реклама (Яндекс Директ, Гул Адвордс), объявления в газете/сайте (авито и т.д.), сайт агентства, листовки на улице, листовки в ящики, билборды, радио и если у вас куча денег, то и телевидение. Пробуйте нестандартные виды рекламы, но придерживайтесь двух основных правил, что написаны выше.
7. Излишний оптимизм
Забудьте про сон, отпуск и выходные в первый год работы. Это в принципе невозможно, если вы выбрали данную стезю – молодого предпринимателя. И забудьте про оптимизм, как таковой. Чем строже и четче вы будете следовать вашему бизнес-плану, тем быстрее выйдете на самоокупаемость. Сразу говорю, в первый год, если вы выйдете в «ноль» — это уже победа и тогда можно открывать бутылку шампанского Абрау-Дюрсо. Удачи всем!
Елена Башкатова, ТА «В путь», Москва